читать дальше
Всё начинается со счастливой, пасторальной картины пионерского детства в лагере под Ленинградом. Затем детские самолётики падают на землю и раздаются взрывы. Это лето 1941го. Звучит песня:
В далеком, тревожном военном году,
Под гром батарей у страны на виду.
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
Мальчишки... Моя взрослая феминистская сущность вопиёт по этому поводу, но в детстве, когда я увидела этот фильм я очень легко отождествляла себя с главными героями, не испытывая никаких проблем по этому поводу. Они не были взрослыми, а кино про войну, оно же всегда про взрослых, а не про нас... Люблю это чувство принадлежности до сих пор. Благодаря второму куплету этой песни, я - вселенская музыкальная бездарь, узнала, что такое 'синкопа'....
На парте осталась раскрытой тетрадь
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
И, хотя формально мы уже были 'петербуржцами', а не 'ленинградцами', мы всё равно не менее бодро распевали на уроках музыки под рояль престарелой Нэлли Яковлевны, слова этой песни Исаака Шварца:
И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой.
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они ленинградцы.
И вот после титров двое мальчишек, Мишка и Стёпка-поэт, бредут по пыльной просёлочной дороге обратно из лагеря в ещё предблокадный Ленинград. Их не успели эвакуировать до прихода немцев. По дороге они встречают однорукого 'ветерана' дядю Петю с "ого" каким тяжёлым чемоданом. Во время воздушного налёта дядя Петя исчезает, а вот его чемодан остаётся у мальчишек. Мать Мишки велит отнести его в стол находок. И Мишка со Стёпкой послушно тащат неподъёмную ношу в указанном направлении, когда встречают отправленного за керосином Ваську. Он подбивает их открыть нежданно-негаданно свалившуюся на них находку. И вот в разрушенном бомбёжкой доме наша троица отпирает чемодан и в небо взмывают сигнальные ракеты - "зелёные цепочки". "Красиво"... - вздыхают мальчишку и тут же попадают на допрос в ЧК. Все, даже бойкий пловец Васька, который попытался смыться, сиганув в одну из многочисленных, пронизывающих центр нашего города речек. Номер не прошёл - на пути встала коряга!
После разговора с чекистами мальчишки решают во чтобы-то ни стало выследить однорукого диверсанта. Сцена в бане смешна и наивна. Сейчас бы обязательно заорали, что голые подростки в общественной парной - это детская порнография... тогда всё это было проще. В итоге: "Значит в мыле в милицию и привели". А дальше диверсия на хлебозаводе, где работает Мишкина мама. Она погибает и всё происходящее становится грустным и очень - очень личным... Актёры-дети играют замечательно: говорят, живут, плачут под размеренные звуки ударов метронома. На рынке, пытаясь раздобыть обувь и одежду для Мишиной маленькой сестры, которая теперь живёт в круглосуточном детском саду, наша бравая троица, наконец, видит его. У киоска однорукий "дядя Петя" встречается с "Шуркой-Кренделем". Дальше Мишка сам разыгрывает диверсию с этим Кренделем и внедряется в его банду шпаны. Пока Мишка работает под прикрытием, Стёпка и Васька ловят ракетчика-диверсанта. Обожаю вот эту фразу, вы только вдумайтесь: "...а то там родители с ума сходят. Бомбёжка закончилась, а их всё нет"!
Да, должна отметить - с технической стороны, я больше всего в этом фильме хотела бы похвалить работу звукорежиссёра. (Ностальгически) Теперь так не работают... Музыка там, где она действительно нужна, а там, где не нужна - тишина или тик часов, бьющий по нервам. Часы вообще оказываются очень важным элементом повествования. И я не знаю, кто их мальчишек играет лучше - тот, который "правильный" Мишка или тот, который "фактурный" Васька. Поэт Стёпка несколько, на мой взгляд, уступает своим товарищам, но и он хорош и замечателен. Диверсионно-подростковая интрига закручивается и, в конце концов, мы попадем в логово к врагам. Мальчишки рискуют. Напряжение нагнетается, на сей раз, ритмичным собачьим лаем. Всегда, с детства я радовалась тому, что номер с "до встречи на том свете" у "дяди Пети" не прокатил, хотя в целом, 'взрослые' сцены в этом фильме меня впечатляют меньше. То ли дело дети... И я рада, что подрыв Литейного моста у них там не состоялся... Красивый мост - нравится он мне))) Что я ещё могу сказать? Смотрите хорошие фильмы...
P.S.Сюда хорошо годится одна из моих любимых цитат: "Познание делает нас глубокими, а история - свободными". Это Вильгельм Дильтей. 9 мая = хороший, даже, пожалуй, самый лучший повод вспомнить об этом...