Однако, если честно сознаться, американскую Эмму с Гвинет Пэлтроу 1996 года я помню очень относительно. Надо пересмотреть. <...> Пересмотрела. Теперь помню лучше, но общее впечатление осталось прежним. Британскую Эмму того же года выпуска с Кейт Бикенсейл в главной роли я, с вашего позволения, пересматривать не буду. Может какие-то её детали и подзабылись - будем оперировать общими впечатлениями, и теми подробностями, с которыми мой мозг, по только ему одному известным причинам, отказывается расставаться. Обе эти экранизации более чем неплохи, хотя, о, страх и ужОс, американская нравится мне поболее британской. Гвинет Пэлтроу - несовершенная Эмма, да и работы её костюмера (агрессивно-розовое платье в 'луковой' сцене - бее) и, особенно её парикмахера (в некоторых сценах волосы зализаны так рьяно, что на эти причёски даже смотреть - и то больно) местами представляются мне очень спорными, однако что-то такое есть в будущей по жизни миссис Мартин, что делает её ИМХО очень даже убедительной экранной мисс Вудхаус.
Под катом есть картинки, некоторое количество гифок и довольно многа букафф)))
Кейт Бикенсейл ИМХО значительно менее фактурна в этой роли. К тому же, я её недолюбливаю ещё с тех пор, как впервые увидела в Перл Харборе. Но главная проблема
Агрессия, исходящая от Стронговского мистера Найтли так же как-то ИМХО странна. Как метко заметила одна из комментаторш в инете: "В каждой эмоционально нагруженной сцене создаётся ощущение, что он сейчас Эмме хорошенько двинет". Я соглашусь. Споры и ссоры мистера Найтли и Эммы должны быть милыми и интеллигентными - время всё-таки и воспитания были совсем другими. Тем более, что и на протяжении всего текста первоисточника неоднократно подчёркивается, какой мистер Найтли - такой весь из себя джентельменский джентельмен. Так вот конкретно этот мистер Найтли получился ну совсем не 'gentle'. Не знаю, чья уж это вина - самого Марка или режиссёра со сценаристом и прочей постановочной братией. И, несмотря на всё это, лучшая находка этой экранизации - это как раз один из разговоров между Эммой и мистером Найтли. Тот знаменитый момент на Боксхилл, когда он отчитывает её за грубость и невнимание к чувствам не в меру разговорчивой и навязчивой старой девы мисс Бэйтс. Марк Стронг выговаривает Кейт Бикенсейл за её поведение... шепотом! ИМХО - это блестящая идея... Только снимите парик (умоляю!) и дайте ему что ли валерианки... или небольшую дозу веселящего газа... Хотя, может, если бы сняли парик, всё бы само и срослось. Я не помню, чтобы у Джейн где-то было сказано, что мистер Найтли НЕ был лысым... В те времена это вообще не было такой проблемой, как в наши пластиково-эстетически замороченные дни...
Худший же момент - это финал... Сцена всеобщего сословного и классового единения, которая там имеет место быть, радикально не совпадает с духом и буквой, не только прозы Джейн Остин, но и минимальных чутья и здравого смысла, которые легко и закономерно вырабатываются путём приобретения самых базовых исторических знаний! Не знаю, что они хотели там изобразить, но в итоге получился какой-то 'день благодарения' с приглашёнными 'индейцами'! В романе есть одна ключевая фраза на счёт отношений ступенек соц. лестницы. Цитировать не буду - лень искать точно, но там про то, что Эмма Вудхаус не сможет "посещать" Хариетт, если та выйдет замуж за фермера Роберта Мартина. То есть с этим браком всякое их общение закончится (является ли это такой уж невосполнимой потерей для обеих сторон - это уже другой вопрос). И ничто в тексте книги не указывает на то, что это каким-то образом станет не так по результатам сюжета. Даже, если Джейн и не согласна с той ситуацией в обществе, которую она описывает - она никак не указывает на это. Мистер Найтли продолжит 'общаться' со своим 'вдумчивым' арендатором мистером Мартином, если ему угодно - в тех границах и рамках, в которых допустимо общение джентльмена и не-джентльмена. Миссис Эмма Найтли не будет общаться с миссис Хариетт Мартин. Мир женщины того времени, даже самой удачливой, узок, ограничен, и раздвинуть его рамки, смертельно не нарушая приличий можно ровно вот настолько и не больше... Об этом хорошо показано в моей самой любимой экранизации Эммы.
О ней и поговорим. Это - минисериал производства вещательной корпорации BBC, впервые показанный в 2009 году. И это не просто - моя любимая экранизация Эммы - это вообще на мою ИМХу самая лучшая экранизация романов Джейн Остин, не считая сами-знаете-какой другой))) Почему? Эмма всегда как-то была моим не самым любимым романом великой Джейн. Я его не передумывала, да и не перечитывала. Пока на очередной волне возвращения к истокам моей остинолюбивой души (о, как!) не посмотрела вот эту самую экранизацию. Попалась она мне случайно. И вот тут процесс, что называется, пошёл. Побольше бы, однако, таких случайностей... Про здешний вариант мистера Найтли я особенно отдельно распространяться не буду - играет его Джонни Ли Миллер, принадлежащий к очень короткому списку моих любимых актёров (См. мой недавний пост: sorinkavglazy.diary.ru/p193210083.htm). И эта роль - одна из моих любимейших его работ)
Заглавную и самую главную роль в Эмме 2009 года исполняет Ромола Гарай. Эта актриса мне почему-то вечно попадается в каких-то экранизациях уважаемой британской классики (видимо, она тоже, по меткому определению Хелены Бонэм Картер, является хронической жертвой амплуа 'корсетной бимбо' (с)): то украсит собой адаптацию Дэниела Деронда (www.kinopoisk.ru/film/296781/), то изобразит младшую сестру главного героя в фильме Николас Никлби (который есть - www.kinopoisk.ru/film/3600/ - под завязку набитая прекрасными актёрами, скуслосводяще-скучная экранизация такой же, видимо, скулосводяще-скучной книги, но впрочем, сознаюсь - я просто не люблю Диккенса). В общем, я не была (как в случае с Джонни) заранее чрезмерно предрасположена в пользу мисс Гарай, но она сумела расположить меня к себе практически с первых же минут своего присутствия на экране в образе мисс Вудхаус. Эта Эмма несколько старше, чем должна быть согласно каноническому тексту, но не очень сильно, плюс эта небольшая внешняя прибавка в возрасте психологически приближает её к мистеру Найтли, который, ради разнообразия (среди экранизаций) действительно смотрится ближе к состоянию старшего брата Эммы, чем её папы, что опять же в духе канона.
Папа тут, кстати, абсолютно прекрасен и фееричен. Майкл Гэмбон (сей актёр также затесался Альбусом Персивалем Вулфриком Брайаном Дамблдором в сериях известной саги с 3ей по 7ю (2 экз.) включительно). Он филигранно выводит на экране образ ласкового старого ипохондрика, которого совершенно невозможно не обожать. Он искренне любит свою дочь, и она также искренне любит его в ответ. За счёт того, что это не полнометражный фильм, а четырёхэпизодный минисериал, у сценаристо-режиссёров есть достаточно времени, чтобы расположить историю не только по всей длине (а Эмма - это самое, в прямом смысле, объёмное произведение Джейн Остин), но и
Из прочих лиц второго плана в 2009 версии мне особенно нравится совершенно офигительная миссис Элтон. Её играет актриса Кристина Коул - по сути она там вообще - самая красивая тётка, но мисс Коул делает свою героиню противной настолько, что зрительская неприязнь к ней, разве что не стекает с экрана крупными, сочными каплями! Вот это актёрская работа.. Молодец Кристина! К остальным лицам и телам у меня тоже нет никаких претензий. Джейн Ферфакс - внешне откровенно никакая, но исполнительница роли очень хорошо её исполняет. К тому же мне нравится контраст с Эммой: милипусечная серая мышка Джейн на фоне уверенной в себе полнокровной красавицы - то что нужно, чтобы подчеркнуть разницу между ними и радостно потоптаться и попрыгать на стереотипе о том, что маленькая-хиленькая-темноволосенькая всегда на самом деле духовней и героинестей, чем любая высокая блондинка кровь-с-молоком.
В любом романе Джейн Остин, как вообще в любом приличном (и выше) литературном произведении, всегда имеется шикарный набор второстепенных, но от этого не менее вкусных и важных тем-ингридиентов повествования. Например, в Разуме и Чувстве - тема неприязни окружающих к чужим избалованным маленьким детям, единственное достоинство которых в том и состоит, что они - маленькие... В Эмме - это тема взаимоотношений любящих родителей со взрослыми детьми, и то, что иногда эта родительская любовь может быть такой сильной, что ограничивает свободу. В качественных длинных телевизионных экранизациях на раскрытие этих аспектов, при умелом монтаже, можно выделить достаточно места. Что и наблюдается в описываемом случае. Эмме Вудхаус бы полком командовать или плести государственные интриги, а она заперта в маленьком домашнем мирке Хайберри. И из этой 'золотой клетки' ей нет ходу - она итак на вершине
P.S. C Дневниками Лиззи Беннет вэб-сериальщики очень хорошо зарекомендовали себя, так что я смею надеяться, что их Эмма выйдет такой же интересной, как и их Гордость и Предубеждение))) Несколько вэбизодов я глянула - мне понравилось - мистер Найтли - лапочко, Эмма подбешивает, как и положено Эмме в начале её истории. Дождусь, когда будет всё, и посмотрю залпом!
P.P.S. За неимением новых голосов в моём опросе, пойду по случайно сложившемуся порядку - дальше будем обозревать экранизации Доводов Рассудка.
Первый пост серии - тот, что про Разум и Чувство здесьsorinkavglazy.diary.ru/p192995691.htm. Опрос, если кто вдруг, прочитав, пожелает проголосовать - здесьsorinkavglazy.diary.ru/p192416126.htm