![](http://i57.fastpic.ru/big/2013/1107/27/91778e72954a8feb62e483de1d40a727.jpg)
![](https://3.bp.blogspot.com/-c3mjgzCcW9c/TdrpCai9VAI/AAAAAAAAcVs/pc5InxL3PTo/s1600/sense%2Band%2Bsensibility.jpg)
ИМДБ числит всего четыре варианта за этим наименованием - это вам не Гордость с Предубеждением, которых только ленивый на свой лад не перепёр) Три из них - минисериалы и ещё одна - пожалуй, самая знаменитая адаптация - это полнометражный фильм. Почтенные минисериалы 71го и 81го годов прошлого века я, признаться, не видела. И не планирую. Ибо с возрастом я пришла к выводу, что даже великолепное телевизионное старьё хорошо воспринимается мною, если было когда-то, хоть одним глазом ночью из-под одеяла просмотрено в детстве. В противном случае возникает вариант классического Стар Трека - вроде и положено по штату и хочется оценить, так сказать, глубину первоисточника, но телезрительская душа при попытке просмотра уходит в тотальный сквик на предмет манер и декораций.
Под катом многа букафф)))
Сразу скажу - моя любимая экранизация Разума и Чувства - минисериал 2008го года, но это предпочтение нисколько не умаляет достоинств знаменитой полнометражки 1995го. Я хорошо помню даже ту самую церемонию раздачи Оскаров, в ходе которой Эмме Томпсон вручили более чем заслуженную статуэтку за Лучший Адаптированный Сценарий. Тем не менее, этот прекрасный фильм попадает в ряд ловушек. Две главные я бы назвала: ВОЗРАСТ и ВРЕМЯ.
С возрастом всё довольно очевидно - главные исполнители ролей на экране радикально старше, чем их персонажи в книге, из-за чего теряется ряд нюансов и местами искажается смысл. 35летняя Эмма Томпсон именно так и выглядит - на 35... Даже, если 19летнюю Элинор Дэшвуд и можно было несколько состарить без особого вреда для смысла, то не на 16 же лет! Её сдержанность и благоразумие перестают быть не по годам неожиданными и превращаются в нормальную такую эмоциональную усталость тётки ранне-средних лет. Кейт Уинслет на самом деле довольно близка к возрасту Марианны, но выглядит здорово старше. И разница в возрасте между её байроническим воздыхателем Уиллаби и полковником Брэндоном в исполнении Алана Рикмана не настолько велика, чтобы продемонстрировать конфликт между ними за сердце юной и не в меру романтишной Марианны.
Да, и Уиллаби Грэга Уайза, на мой взгляд, периодически больше похож эмо, чем на романтического либертарианца. Впрочем, учитывая тот факт, что Джейн в общем была совсем не дура постебаться над модными тенденциями своего времени, быть может это в некотором роде "так и задумано" изначально. Вообще, относительно кастинга, этот фильм демонстрирует крайне интересную дилемму: что лучше для экранизации знаменитого произведения - набрать великих актёров, которые в силу своего величия по легенде могут вписаться в любые образы и сыграть, что угодно (к тому же они - твои давние друзья), или найти менее известные лица, которые, быть может, никогда не достигнут самостоятельного величия, чьи имена почти никто не будет знать, которые будут существовать в культурной памяти, как воплощение "Джейн из Гордости и Предубеждения"? Что важнее: безусловный, неоспоримый талант и профессионализм или однократное, зато 200%-ное попадание в образ? Такое попадание, что образ начинает принадлежать актёру, навсегда прилипая к её или его лицу? Сие есть - великий вопрос. Однозначного ответа на который я не знаю. Фильм Разум и Чувство очень чисто демонстрирует нам торжество первого подхода - практически все роли играют действительно выдающиеся и очень узнаваемые исполнители, каждый из которых вполне способен\способна "вытащить" на себе целый фильм. Однако, когда я задумалась, кто же из них всех ИМХО наиболее точно попал в своего персонажа, я обнаружила, что для меня - это Люси Стил, которую как раз, для разнообразия в этом по истине звёздатом составе, играет актриса, которую я не знаю! Вот такой парадоксец...
Что касается времени, то тут трабл гораздо менее явный и проистекает прежде всего из полнометражно-фильмового формата произведения - в романе Джейн проходит время, героини меняются, меняется окружающая их обстановка. В двухчасовом фильме, в отличие от минисериала, это, не то, чтобы сложно показать, а скажем так - этим легко пренебречь, как незначительной деталью, в пользу незаморачивания, что ИМХО и произошло. Даже смены времён года не видно - всё время на экране царит какое-то неопределённое около-лето. Нет, я понимаю - это Англия - никто не просит многометровых сугробов а-ля "под стенами Винтерфелла", но листья-то простите и на британских островах раз в год желтеют, краснеют и опадают! Это срезает многие атмосферообразующие детали. Например, какого лешего вдруг миссис Дженнингс поперлась в Лондон, чего ей в Бартон-Парке-то не сиделось? За этим стоит традиция переездов в город на "сезон", которая существовала в это время... etc.
В общем и целом, считаю ли я Разум и Чувство Энга Ли по сценарию Эммы Томпсон хорошим фильм? Определённо считаю и всячески рекомендую к просмотру, в независимости от того относитесь ли вы также тепло и трепетно к положенному в основу роману Джейн Остин, как и не я. Это, безусловно - прекрасный фильм! А недостатки? Ну, дамы и господа - и на Солнце, как известно, есть пятна) Считаю ли я его близкой к идеальной экранизацией вышеупомянутого романа? Вот на это я бы сказала - скорее нет, чем да.
Зато, таковой экранизацией я считаю уже упомянутый минисериал 2008го года производства BBC. Из создательских персоналий, тут стоит выделить Эндрю Дэвиса, который, как и в случае с Гордостью и Предубеждением 1995 года, демонстрирует не только сценаристский класс, но и неповторимое понимание того, как нужно
В ней удалось избежать обеих основных шероховатостей полнометражной версии. Да, актрисы Хэтти Монахан (Элинор Дэшвуд) и Чарити Уэйкфилд (Марианна Дэшвуд) тоже обе на поверку ощутимо старше своих героинь, но а) не настолько радикально, как Эмма Томпсон и б) на экране эта разница в возрасте куда менее заметна. Элинор смотрится несколько старше 19ти, но это можно списать на её обострённую рассудительность (к тому же это "несколько старше" не выходит за пределы 20 с небольшим хвостиком). Марианна так же (особенно временами) не тянет на 16-17, но в Чарити есть какая-то потрясающая непосредственность и свежесть молочного, розового поросёночка (уж простите за такое сравнение))) Она далеко не такая красавица, как Кейт Уинслет и этим, казалось бы, противоречит букве романа, но эти самые непосредственность и свежесть искупают всё. Плюс - мне очень нравятся её пушистые, объёмные кудряшки! (Это личное, но дико люблю такие волосы - видимо сказывается то, что моя собственная шевелюра по жизни стремится к состоянию жиденьких прямых сосулек))) Что касается мужского состава действующих лиц, то я вообще-то недолюбливаю папу-Тони-Старка-Доминика-Купера. ИМХО - он нестерпимо похож на пекинесика))) Какой уж тут Уиллаби! И однако же... Он привносит в свой образ как раз нужную дозу избалованной испорченности всеобщего любимца, которая необходима, чтобы запустить реакцию. К тому же мистер Купер выдюжил, пожалуй, самую сложную сцену, которая может быть в экранизации этого романа - сцену пьяно-покаянного признания в Кливленде.
Создатели фильма 95го года этот момент вообще радикально пропустили и ИМХО - вот это точно было зря. Этот момент - важнейший с романе, хотя я понимаю, что его трудно адаптировать для экрана, как и всякую сцену "герой встал в позу и произносит монолог о том, как космические корабли бороздят...". Однако же создатели версии 2008 года справились с этим и сумели сделать объяснительную сцену захватывающей, эмоциональной, но без истерики и не скучной. Им зачёт. А исполнителям ролей - так и вообще пятёрка)) Что касается полковника Брэндона в исполнении Дэвида Морисси - то он нравится мне бесконечно. Я знаю, что самая популярная роль этого актёра - это харизматичный злодей-социопат Губернатор в Ходячих Мертвецах, но для меня он - полковник Брэндон и ещё один полковник, который в прекрасной экранизации Восточного Экспресса Агаты Кристи. Ему очень идёт роль старого вояки... И, если мне будет позволено продолжить "собачью" метафору, юная Марианна предпочитает Уиллаби, как большинство молодых девушек предпочитёт симпотишную, игривую карманную тяфкалку, верному, потрёпанному псу, крепко стоящему на видавших виды лапах - такому, с которым в тёмной подворотне не страшно показаться...
Эдвард Феррарс Дэна Стивенса (который уже впоследствии прославился ролью Мэтью Кроули в Аббатстве Даунтон), пожалуй, единственный персонаж минисериала, про которого меня тянет сказать, что он - бледное подобие себя в полнометражке. И однако же и это тоже в кассу! Ибо Хью Грант ИМХО слишком хорош собой для этого образа и его застенчивая неуклюжесть смотрится наигранно. Грубо говоря - ну знает он, что он - "первый парень на деревне" и не может никаким актёрским мастерством это скрыть! У меня, кстати, была таже самая проблема с его героем в Ноттинг-Хилле... Ну, не верю я мистеру Гранту в таком амплуа! Дэн Стивенс весьма похож на него внешне, и даже прическу его Эдварду сделали такю же, какая была у Эдварда 95го года, но справляется он с благородным отсутствием амбиций куда убедительнее. А Хью Гранта я продолжу считать идеальным (или почти идеальным) Уикхемом, что он блестяще доказал в адаптациях дневниковой эпопеи про Бриждит Джонс)))
Взаимоотношения же с субстанцией времени в минисериале так же очень и очень душевные. Время течёт и проходит, героини - особенно Марианна - весьма существенно меняются, совершая заплыв в его потоке. Элинор, характер которой, в общем-то остаётся достаточно неизменным, переживает проверку своих убеждений. Она демонстрирует потрясающую целостность личности, не скатываясь в состояние безропотной жертвы обстоятельств (куда, на мой взгляд, временами заносит, например, Фанни из Мэнсфилд-Парка). Хэтти Монахан красиво переживает на экране свою непростую ситуацию, но это красота стойкости, а не смакования страданий. Если вы откатитесь наверх и ещё раз посмотрите на 4 фотографии DVDшных обложек экранизаций, то даже там прекрасно проиллюстрировано почему мне нравится именно последняя - самая новая адаптация. На обложке изображены Элинор и Марианна. Именно их взаимоотношения являются в романе центральными - все остальные персонажи по отношению к ним ИМХО уезжают на второй план. В романах Джейн мужчины вообще, как правило - "лав интересты" и "плот девайсы", но нигде это не проступает так явно, как в Разуме и Чувстве. Какими бы прекрасными или ужасными или никакими на были Эдвард, Полковник и Уиллаби - они здесь только, чтобы служить истории старших сестёр Дэшвуд.
Ещё одним неожиданным достоинством этой адаптации является потрясающая работа художника и оператора, особенно оператора. Происходящее на экране красиво настолько, что его прямо-таки тянет жестоко раздербанить на капсы. Причём это касается, как захватывающих дух пейзажей, так и более человечных моментов - например сцена, гда Элинор сообщает Эдварду, что полковник Брэндон может дать ему приход в Дэлафорде - какая потрясающая там игра света и тени! Я люблю, когда красивое, сильное и глубокое изображено красиво, но при этом тонко, со вкусом и в меру, не переваливаясь за хребет дешёвой сентиментальной открыточности и пластиковой идеальности, которая так характерна для нашего жестоко отфотожопленного сегодня... И вот на этой ноте, пожалуй, и всё. Следующим номером программы согласно результатам опроса - Эмма.
P.S. Всё вышесказанное - есть моя личная ИМХастая ИМХа))) Всем счасливых прочтений и просмотров!)))
@темы: кино, книги, Джейн Остин, сериалы, обзоры, I'm a fangirl, we don't do 'calm', I only have so many breaths on this Earth, Разум и Чувство, красота