ИМДБ выдаёт три экранизации за этим наименованием, но обнаруженный мною на всезнающем
тумблере мастерпост по творчеству великой Джейн, предлагает четыре:
septemberwildflowers.tumblr.com/post/7326185719... Несмотря на это, писать я всё равно буду про две, которые видела - 1995го и 2007 годов соответственно. Плюс бонусом выскажусь про ещё один тесно связанный фильм)))
Сразу скажу - в отличие от случаев с
Гордостью и Предубеждением, Разумом и Чувствами и
Эммой однозначного любимца в этой категории у меня нет. Близкую к идеальной экранизацию
Доводов Рассудка кинематографистам (или, что куда более вероятно -
телеTVграфистам) ещё только предстоит снять. И у меня в голове даже есть "дримкастинг" на главные роли в этом фильме - какой не скажу, ибо мои "дримкастинги" никогда не сбываются (за светлым и одиноким исключением, когда Лиама Каннингема взяли на роль Давоса Сиворта в
Игру Престолов). Однако, обсудим же те варианты, которые в действительности уже существуют. Их, как я уже упоминала - как минимум три. И все три произведены вещательной корпорацией
BBC. Не знаю был ли первый образец 1971 года полнометражным фильмом или телевизионным минисериалом - этот подвид телевизионного действа у
BBCишников получается особенно хорошо, вторые две, просмотренные мною экранизации - обе фильмы и обе мне не слишком нравятся при всей их разности и непохожести. Почему избран формат телевизионного фильма, я, в принципе, могу понять - роман не отличается ни объёмом не особенной узнаваемостью-популярностью за пределами кругов законченных любителей творчества великой мисс Остин. На мою скромную ИМХу - это самый сложный и психологически тонкий из романов Джейн. Сочетание красоты, зрелости и тонкости продемонстрированной душевной организации в "Доводах Рассудка" таково, что понять и оценить его быть может и не так просто... Тем не менее, я настоятельно рекомендую хотя бы предпринять попытку, если вы ещё не побывали в Киллинч-Холле, Лайме и Бате, увиденных глазами мисс Энн Элиот.
Вы сами знаете, чего ожидать под катом)
Вышепроиллюстрированная версия 1995 года удачно близка к тексту романа и местами-временами даже и к его духу. Однако исполнители основных ролей сквикают меня просто-таки категорически. Когда вижу Киарона Хиндса - мысль одна скребёт заднюю поверхность черепа: "Шёл бы ты за Стену, мужик, а то у тебя там орды одичалых и Джон Сноу, который по определению ни хрена не знает..." В общем, я (если и не без труда) приняла его в качестве Манса Райдера, а вот капитан Вентворт... Неа - не алё совершенно! Начать с того, что он - откровенно стар, настолько, что потянул бы на самого тщеславного баронета-патриарха сэра Уолтера Элиота по возрасту. А с учётом более чем "харАктерной" внешности и на съёмщика Киллинч-Холла - адмирала Крофта...
Аманда Рут в роли главной героини тоже не то, чтобы хороша... Причём, это в прямом смысле. Видите ли, какая тут штука, я придерживаюсь чёткого и однозначного мнения, что мисс Энн Элиот должна быть ХОРОША. Но, к обсуждению этого вопроса мы ещё вернёмся, когда будем орассуждовывать вторую экранизацию. Что касается других недостатков, которые я увидела в Аманде, то это прежде всего её "жертвенность" - знаете такие вечные глаза больной собаки, которую хочется разве что добить. Не люблю я это. Да и в каноне этого не было. Разве что у мансфилдической Фанни Прайс... Но это уже, как говориться совсем другая, отдельная история.
Из второстепенных персонажей, хочется положительно выделить сестрицу Мэри, которую играет та же актриса, что и мисс Бейтс в американской Эмме. Актёры частенько мигрируют из одной адаптации Джейн Остин в другую, как-то уж так получается. Кроме неё мне особенно никто не понравился... Капитан Бенвик - толст и сален, молодой мистер Элиот слишком смазлив и выглядит лет на 10 младше Энн... Красавица Элизабет не то, чтобы красива... У леди Рассел - короткая стрижка "под мальчика" - ничего, что на дворе времена сразу после наполеоновских войн? Остальные вообще как-то не оттиснулись в моей бездонной, всё поглощающей памяти, а образы там вообще-то предполагаются по канону весьма яркие и вкусные...
Два дополнительных момента, помимо героев, в этой экранизации выбесили меня несказанно, вернее один повторяющийся момент и одна сцена, которая там смотрится примерно так же уместно... как специально приглашённый клоун на похоронах. Повторяющийся момент состоит в следующем - если судить по этому фильму, в Британии начала 19го века как-то очень срочно взяли и закончились все скатерти, а вместе с ними и все столовые манеры, потому что все едят за голыми столами... И едят, как настоящие свиньи - крошки и проч. в том же духе кругом. Особенно сестрица Мэри. Но в остальном Мэри, как я уже упоминала, очень даже неплоха. Второй, и именно что момент в фильме, от которого меня перекосило уже совершенно капитально - это сцена поцелуя. На улице. В Бате. Примерную дату происходящего на экране я в Nnn-ый раз напоминать не буду. Смотрится дико и неестественно. Плюс такая маленькая деталь - они удумали снимать настоящий засос в диафрагму между двумя актёрами (играющими главную пару героев, соответственно), у которых у обоих, ну вообще нету губ... Знаете, бывают такие лица, у которых рот - это просто прорезь... Ничего против я, собственно, глобально и по жизни не имею... Но романтишная сцена поцелуя при таком раскладе физиономной морфологии (причём у обоих задействованных) - простите не канает!
Поцелуйная претензия распространяется и на вторую рассматриваемую экранизацию. Там тоже почему-то решили, что это очень хорошая идея для капитана Фредерика Вентворта и мисс Энн Элиот, договорившись о помолвке, немедленно начать целоваться посреди людной улицы. Сквик, сквик, сквик! Да, и до этого наша героиня носилась по городу в поисках возлюбленного, как заправский олимпийский спринтер на финишной прямой или гепард за добычей... Из второстепенных персонажей в этой адаптации мне не нравится никто. Ни папа сэр Уолтер, которого играет бывший наставник Баффи (не помню, как зовут актёра), ни Элизабет (которая не просто не красива, а страшна как ядерная война), ни Мэри (которая временами ведет себя вообще, как какая-то умственно неполноценная юродивая), ни леди Рассел (хотя последняя лучше ИМХО, чем в старой версии). Сэр Уолтер получился очень не по джентельменски раздражительным и грубым - совершенно непонятно не только, где вся его хвалёная красота и внешняя холёность, но и расслабленная вальяжность высокого положения и небольшого ума. Из "супортинг" граждан мне в принципе понравился только молодой мистер Элиот - вот этот в точку и по внешности и по поведению. И создаёт отличный контраст с Фредериком, который тоже очень хорош. Руперта Пенри-Джонса я видела до этого в английском адвокатском сериале Силк (там же я впервые увидала Натали Дормер))). Так вот его капитан Вентворт мне понравился и я, скорее всего, простила бы этой экранизации "Доводов Рассудка" все остальные её недостатки, если бы мне также понравилась актриса, которая играет Энн... Ибо любой роман Джейн Остин - это, прежде всего, образ главной героини и кино-телеадаптациям ИМХО стоит свято придерживаться этого же принципа.
Актриса Салли Хоукинс очень талантлива и хороша всем и даже нравится мне безотносительно к этому кину. Например в фильме Сделано в Дагемхэме (www.kinopoisk.ru/film/462963/), где она сыграла предводительницу работниц автомобильной фабрики, которые боролись за одинаковые зарплаты с работниками мужчинами. Да, я люблю такие фильмы (естественно, когда они хорошо сделаны. Что бывает нечасто). В этом году Салли даже выдвинута на Оскар за Лучшую Женскую Роль второго плана (правда - не получит. Это схватка между Дженифер Лоуренс и Лупитой Нионго). В обсчем, лицедейка весьма заслуженная и достойная, но она никак не Энн Элиот по причине, о которой уже было выше. Мисс Энн должна быть ХОРОША. Да подвядше, да не броско, но очевидно и более или менее общепринято хороша. Это должно проступать сквозь её усталость и худобу, которая так не нравится её отцу. И вот как раз этого с мисс (или миссис - без понятия) Хоукинс никогда не было. Почему это ТАК важно? Потому что, если убрать эту составляющую из сюжета, весь завязочный конфликт истории разваливается в пух и прах. Почему леди Рассел убедила Энн разорвать помолвку с Фредериком в первый раз? Потому что он был никто. Красивый, с массой положительных качеств и неопределённых перспектив на будущее. А она - была дочь баронета с положением в обществе и, вероятно, сносным приданным, но самое главное даже не это - Энн обладала внешней привлекательностью и, следовательно, могла рассчитывать на значительно лучшую партию. И знаете что? В романе Джейн всё это есть. Это есть в образе Энн... В том, каков её внутренний мир... Наверняка, у вас есть такие подруги, которые периодически впадают в состояние: "ах, как же хорошая я была в 16 или 20, до того, как родила детей" и нужное подчеркнуть. Ничего плохого в этом нет. Но, как женщина, которая никогда не была ОСОБЕННО хороша, я должна сказать, что мир воспринимается несколько иначе, когда у тебя в анамнезе нет и никогда не было ожиданий, что судьба должна была тебе подарок за то, как ты выглядела в определённый период жизни... Так вот, Салли Хоукинс как раз такая женщина и ведёт она себя именно так, а не как "бывшая красавица"... Хотя я конечно понимаю, что найти актрису, которая сюда бы подошла очень и очень не просто. Вот. Как-то так...
И наконец обещанный бонус. Фильм Дом у Озера, собственно совсем и не является экранизацией романа "Доводы Рассудка" и, строго говоря, вообще никак не должен упоминаться в наших обзорах. Но за неимением в реальности действительно стоящей адаптации данного романа, это акварельно снятое кинополотно почётно занимает эмоциональную нишу, в которую мне хотелось бы поместить экранизацию "Доводов Рассудка", предельно близкую к идеальной. И да - я знаю, что это ремейк корейского фильма и всё такое прочее... Но дело не во всём таком прочем, а в том, насколько потрясающе в этом кине поймана эмоциональная суть того настроения, которое ИМХО сокрыто между строк книги Джейн Остин. И дело тут далеко не только в сознательном оммаже, который создатели фильма отдали роману, включив книгу в сюжет повествования картины, а в том, насколько точно в обоих текстах - и печатном и кинематографическом, переданы одни и те же связки чувств и эмоций: всё это томление, переживание сомнений, искушение не поддаться "романтишному" началу и наоборот поддаться таким простым, лёгким и верным тем самым доводам... Мы же взрослые, ответственные люди, в конце-концов... Однако, в конце-концов и тут и там будет нечто совсем другое...
*многа букафф mode* OFF и увидимся в Нортенгерском Аббатстве)Предыдущие посты серии тут:
Разум и Чувствоsorinkavglazy.diary.ru/p192995691.htm,
Эммаsorinkavglazy.diary.ru/p193098290.htm. Изначальный опрос по поводу
здесь:sorinkavglazy.diary.ru/p192416126.htm